Мы уже писали о визите премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в Рубцовск. Но все это было или как констатация факта, или освещение какой-либо одной стороны события. Очень подробный рассказ о том, как рубцовчане встречали высокого гостя, нашему корреспонденту Надежде Рубленко предложил кандидат исторических наук Михаил ПОПОВ:
- Июнь 1955 года для рубцовчан означен важным событием - пребыванием в городе главы индийского правительства Джавахарлала Неру и его дочери, не менее знаменитой Индиры Ганди.
Что же привело столь экзотических гостей в далекую Сибирь и конкретно в наш город? Как ни странно это бы звучало, но причина крылась в освоении целины. Алтай, как сельскохозяйственный регион, также принял в этом самое активное участие. Год 1955 был годом самых ярких успехов в освоении целины в Сибири и Казахстане, поэтому принимающей стороне было что показать, а прибыва-ющей - что посмотреть.
В числе других мест, куда пригласили высоких гостей, стал совхоз "Курьинский". Так как близлежащий аэродром, способный принимать пассажирские самолеты ИЛ-14, находился в Рубцовске, было решено остановиться и здесь, а до совхоза "Курьинский" - добираться автомобильным транспортом.
…К 1955 году Индия столкнулась с рядом проблем - голод, нищета. Даже всемерно поощряя собственное сельское хозяйство, проводя аграрную реформу в Индии, обеспечить себя продовольствием страна не могла. Поэтому обойти стороной целину, не посмотрев ее в натуре как великое социально-экономическое и агротехническое мероприятие, Джавахарлал Неру не мог.
О визите высокого гостя в Рубцовск, конечно, было известно заранее, и к нему подготовились. Ударить в грязь лицом никто не хотел, да это местному руководству не позволили бы. К сожалению, недавно построенная гостиница тракторного завода была оснащена крайне убогой мебелью собственного производства - металлическими кроватями, деревянными тумбочками… Благодаря помощи Москвы, крайкома КПСС, крайисполкома была привезена и заменена мебель - диваны, кресла, столы, линолеум, установлен душ с горячей водой. Были капитально отремонтированы и номера для сопровождающих Неру - личного повара, врача, камердинера, индийских и советских журналистов. Ведь, кроме того, что Джавахарлал Неру был главой правительства, он принадлежал к высшей индийской касте - брахманов. Значит, и прием должен был быть соответствующим.
Особую заботу у рубцовчан составляла подготовка продуктов питания, из Москвы даже специально выписали метрдотеля из ресторана гостиницы "Националь". Из числа красивейших девушек города были подготовлены горничные и официант-ки. Организовали доставку местных деликатесов - стерляди и нельмы из Оби, птицы, мяса, ягод, молока, грибов. За приобретение продуктов отвечал начальник горпищеторга И. Задонский.
Но практически все приготовления оказались напрасными. Дело в том, что не все из русской кухни приемлемо для индийца: говядина не употребляется, так как корова - священное животное, а курица, наоборот, - нечистое. Правоверный индус, как правило, вегетарианец. Поэтому все эти горы продуктов достались местным, чему те, к слову сказать, были безмерно рады.
То же самое произошло и с закупленной и выставленной на туалетном столике Индиры Ганди дорогой парфюмерией. К большой радости горничных, все это было роздано обслуге с замечанием, что индийские женщины не занимаются тяжелым физическим трудом, от них потом не пахнет и поэтому они духами не пользуются. Но это было потом.
А вот с утра 16 июня 1955 года тысячи рубцовчан заполнили аэродром, улицы города. Во второй половине дня группа из трех пассажирских самолетов ИЛ-14 совершает посадку. По трапу сходит Джавахарлал Неру, Индира Ганди и сопровождавшие их трое дипломатов из МИДа Индии, советские дипломаты во главе с первым заместителем министра иностранных дел В. Кузнецовым (будущим председателем Верховного Совета СССР), заведующим протокольным отделом Ф. Молочковым, послом СССР в Индии М. Меньшиковым. За ними шли два переводчика, индийские и советские журналисты, охрана из КГБ СССР.
На аэродроме собрались краевые, городские, районные руководители: первый секретарь крайкома КПСС Н. Беляев, председатель крайисполкома Г. Пысин, первый секретарь Рубцовского горкома КПСС В. Доронин, председатель гор-исполкома В. Зибарев.
Приветствовал гостя Василий Леонтьевич Зибарев. В ответной речи Джавахарлал Неру сказал, что он много слышал о программе освоения целинных и залежных земель: "Здесь есть чему поучиться. Вы смелые и сильные люди. Я рад познакомиться с вашей работой".
Большое удивление у рубцовчан вызвала одежда Джавахарлала Неру и Индиры Ганди. Неру был одет в национальный костюм - светлый льняной китель с большим числом пуговиц, белые брюки-гамаши, на голове головной убор наподобие пилотки. Одежда Индиры Ганди - сари - была еще более необычной. Она состояла из одного непрерывного куска блестящей ткани.
Все было хорошо, кроме погоды. Сильный ветер поднял пыльную бурю, так характерную для Рубцовска тех лет.
О прибытии столь важного гостя никто официально не сообщал, но по всему пути следования высокого гостя встречали взволнованные рубцовчане. После краткой остановки для обеда, во время которого произошел первый казус, о котором будет рассказано ниже, делегация отправилась в зерносовхоз "Курьинский". Происшествие же заключалось в следующем: Джавахарлал Неру категорически отказался от всех приготовленных разносолов и попросил принести обыкновенную простоквашу. На кухне ее не оказалось, но просьба каким-то образом стала известна рубцовчанам, и вскоре десятки людей с банками, бидонами стояли перед гостиницей и наперебой предлагали простоквашу.
В тот же день произошел и второй забавный случай. Джавахарлала Неру отправили в "Победе" за которой шел и "ГАЗ-69" с прохладительными напитками и продовольствием. Так как длина маршрута до совхоза "Курьинский" составляла более 120 километров, то, естественно, посчитали, что высокий гость может захотеть пить или есть.
В открытой машине "ГАЗ-69" находились личные повар Джавахарлала Неру, одетый точно также, как и он, и начальник горпищеторга И. Задонский. Машины в тесных людских коридорах двигались медленно. И рубцовчане, не зная в лицо Неру, стали приветствовать повара, нисколько не сомневаясь, что это и есть премьер-министр Индии. Повар подумал, что приветствуют его, встал и начал отвечать на приветствия…
Совхоз "Курьинский", куда направлялась делегация, был организован в марте 1954 года целинниками, приехавшими из Кузбасса, в основном, из Кемерово. Жили в совхозе также и москвичи, тамбовцы. При организации планировалось, что в хозяйстве будут собирать 180-190 тыс. тонн зерна при базовой урожайности 16 центнеров с гектара.
К встрече Неру в совхозе также готовились: усилиями краевых властей он был превращен в образцовое социалистическое хозяйство. Сюда было передано 90 комбайнов, 70 тракторов, построены все производственные помещения, людей обеспечили жильем, к приезду гостей заново проложили автомобильную дорогу с твердым покрытием. Потом ее долго еще называли "дорогой Неру".
Высокий гость живо интересовался техникой, землей и особенно людьми. Он удивился, когда ему сказали, что все механизаторские кадры подготовлены на месте. Для руководителя бывшей колонии Англии представить это было трудно.
В совхозе гость пробыл недолго. На прощание директор "Курьинского" подарил Джавахарлалу Неру мешочек с пшеницей.
Поздно ночью делегация прибыла назад в Рубцовск. Можно было только удивляться выносливости, с которой индийский гость переживал все перипетии визита. Но это удел всех политических деятелей. Сам же Джавахарлал Неру в своих воспоминаниях писал, что во время предвыборной кампании 1947 года ему приходилось выступать перед избирателями по 16-18 часов в сутки, спать в машине во время переездов, и так - в течение трех месяцев.
На следующий день Неру улетел на Урал, в Магнитогорск и Свердловск. Во время прощания на аэродроме он сказал: "Благодарю вас за гостеприимство. Мне очень понравились ваши обширные просторы и особенно ваш степной ветер, который меня освежил".
А рубцовчане до сих пор вспоминают этот визит и все, что с ним связано. Кстати, как нам рассказал один из старожилов, из-за этого визита были и пострадавшие. За то, что все приготовленные для высокого гостя продукты, рубцовчане съели сами, со своего поста был снят председатель горисполкома Василий Зибарев. Кто-то об этом сообщил в крайисполком.