[ Оглавление ]


ПРИКОСНОВЕНИЕ


Всякий раз, проезжая мимо этих дюн, я испытывал знакомое каждому искателю древностей возбуждение и желание немедленно начать поиск. Песчаная гряда, высокая, сухая, хорошо продуваемая ветрами, вытянулась километра на четыре по границе степей и бора. Рядом топливо, строительный материал, зверье, дичь, грибы, ягоды и хорошие выпасы. В низинах скапливается и все лето стоит талая вода. Красивое место. Интуиция подсказывала: "Ищи, должны быть древние поселения!", но каждый раз мой путь шел мимо, и вещали другие дела. Наконец, случай представился. Начало мая. Жарко. В небесной сини звенят жаворонки, цветут дикие ирисы и ветреницы. Терпко пахнет молодая полынь. Ласковый ветерок приносит из бора божественный сосновый аромат. Время от времени по далекому шоссе проносятся машины, и ничто более не нарушает первозданного покоя. Ничто не мешает наблюдать и думать.

Давным-давно по песчаным холмам проторили люди дорогу. Колеса телег и бричек разбили тонкую дерновину, а работяга-ветер превратил колеи в цепочку котлованов-выдувов. Местами обнажился и стал разрушаться горизонт почвы, содержащий остатки человеческой жизнедеятельности - культурный слой.

По кухонным отбросам, брошенным потерянным вещам, оказавшимся на поверхности, я нахожу места древних поселений. Но на одном и том же месте люди селились несколько раз, разновременные предметы перемешались, и это очень затрудняет определение времени и культурной принадлежности поселения. Нужно быть очень внимательным и сосредоточенным. На большинстве памятников культурный слой тонкий и дает мало находок. Это кратковременные стоянки поселение на один, два сезона. Иногда удается собрать довольно приличную коллекцию из нескольких десятков предметов. Обычно это черепки глиняной посуды, обломки каменных орудий, кусочки шлака, сплески бронзы, осколки костей и прочий "мусор". Целые вещи - находка желанная, но редкая. Однако и "мусор" может многое рассказать знающему и заинтересованному человеку.

За день работы на дюнах я нашел около 20 древних памятников. Первыми, в 5-4 тысячелетии до нашей эры, пришли сюда охотники и рыболовы нового каменного века неолита. В третьем начале второго тысячелетия до нашей эры на песках селились люди, уже знавшие бронзу и делавшие не только каменные, но и металлические орудия труда. Находок развитой и поздней бронзы мало. Это не удивительно, в середине второго начале первого тысячелетия до нашей эры климат стал более засушливым, и люди предпочитали селиться ближе к полноводным источникам. Приблизительно в середине первого тысячелетия до нашей эры опушку бора облюбовали ранние кочевники - люди скифо-сакского культурного мира. Скотоводы и воины, они "подарили" мне несколько бронзовых наконечников стрел и другие мелкие вещички. Железные наконечники стрел, фрагменты керамики, пару украшений ремней оставили средневековые номады-тюрки. И в завершение на развалинах русской усадьбы я подобрал пару мелких медных монет конца прошлого века. Если суммировать, то получается, что дюны были обитаемы на протяжении почти семи тысяч лет. Неплохо для начала. Хожу, смотрю, собираю коллекции, размышляю, записываю, фотографирую... От дюны к дюне, от выдува к выдуву. Глубокая и узкая котловина. Сажусь отдохнуть и у самых ног вижу бронзовую иглу, а рядом какие-то мелкие косточки. Разгребаю песок, и на меня смотрят пустые глазницы черепа. Он вышел на поверхность недавно, а лобные кости уже разрушены.

Скоро вечер, а расчистить погребение придется, иначе через некоторое время от него не останется и следа. Раскопки вообще, а погребений в частности, дело хлопотливое, не терпит спешки, небрежности. Погребальные обряды очень устойчивы и много могут рассказать о времени и людях. Нужно только быть терпеливым, внимательным и не спешить. Раскопки заняли около трех часов. Песок не держит форму и плохо сохраняет органику, поэтому не удалось проследить ни надмогильных, ни внутри могильных сооружений. В борту котловины хорошо виден слой погребальной почвы. Промеры показали, что глубина могилы около 1,5 метра. Дно могилы немного покато к ногам погребенного. Соплеменники согласно традиции положили покойного на спину, вытянуто, головой на северо-запад. Руки лежат вдоль туловища. Обряд явно не христианский. Покойный небольшого роста, молод - все зубы целы, не стерты, а швы между костями черепа не успели закостенеть. Что-то около 15-17 лет. Овальные глазницы, кости таза говорят о том, что погребение женское. Это подтверждает и найденный инвентарь. На поверхности, рядом с черепом, кроме иглы с отломанным ушком, я подобрал бронзовое маленькое колечко (диаметром около 8 мм), свернутое из проволоки в полтора оборота. Вероятно, это обломок серьги. В самом погребении найдены две вещи: бронзовое зеркало и небольшой диск с отверстием в центре из того же материала. Зеркало, тонкий диск диаметром 95 мм, с тыльной стороны по центру имеет ручку в виде дугообразной петельки. Предмет хорошо сохранился, а на лицевой стороне отчетливо просматриваются отпечатки ворсинок, вероятно, от меховой опушки рукава. Лежало оно под костями левого предплечья ближе к кисти . Зеркало датирует весь комплекс, так как подобный тип зеркал появился в сибирских древностях в 4 веке и бытовал до 3 века до н.э. Бронзовый диск диаметром 27 мм при толщине около 4 мм, по центру имеет отверстие диаметром 5 мм слегка конусовидной формы, сделанное в процессе отливки предмета. Назначение предмета не вполне ясно, но вполне возможно, как предполагают некоторые специалисты, это пряслице. Диск стоял вертикально над костями левой кисти. Обряд погребения сближает его с памятниками Каменской культуры ранних кочевников Алтая и одновременной тасмолинской культуры Центрального Казахстана. На близость последней указывает такой элемент погребения как необычно высокое, почти вертикальное положение черепа. Как будто под голову покойника была положена плотная и высокая " подушка ". В погребениях тасмолинской культуры известны случаи, когда под голову погребенного клали камень. Таким образом, находки на поселениях пополнились погребением, датированным 4-3 в до н.э. День заканчивается. Стих ветер, удлинились тени, медью засветились стволы сосен. Пора уезжать, а расставаться с этим миром, в котором так переплелось прошлое и настоящее, в котором так много интересного, необычного, незнаемого, совершенно не хочется. Давно уже закопаны в укромном местечке косточки из погребения, чтобы их больше никто не потревожил, давно уложены в рюкзак собранные коллекции, дневник, инструменты. Докуриваю сигарету. Пора ...До свиданья, Телеутский бор, до новых встреч!

КЛЮКИН Г.А.
учитель, краевед, член географического общества России.


[ Оглавление ]