Публикации по этим темам в материалах периодической печати как Алтая, так и центральных газет на протяжении анализируемых лет были весьма немногочисленны. В "Алтайской правде", по данным контент-анализа, в первые годы освоения таких публикаций практически не отмечено и лишь в 1958г. они составили 5 процентов от общего числа целинных материалов, опубликованных в этой газете за год.
В первые месяцы освоения проблема обеспечения целинников необходимыми машинами и механизмами была очень острой. К весне 1954г. в целинные районы было завезено 50 тысяч тракторов (в 15-сильном исчислении), 6,3 тысячи грузовых автомашин, другая техника и материалы. Только МТС Алтайского края получили в этом году 14674 трактора общего назначения, 7748 зерновых комбайнов. Лишь Алтайский тракторный завод в 1954г. дал сельскому хозяйству края более 6 тыс. тракторов ДТ-54.
И все же в первые месяцы техники на целине не хватало да и качество изготовленных "штурмовым методом" тракторов, плугов, сеялок было не самым лучшим. В этой связи на проблему начинают обращать внимание и газетчики. В мае 1954г. первая публикация появляется в "Комсомольской правде". На ее страницах главный инженер Курской МТС Кулундинского района Н.Черных в статье "Сеялки подводят" подробно анализирует опыт первых недель вспашки и сева на полях, закрепленных за МТС, сообщает, что можно было бы добиться большего, но начинает подводить техника - часто ломаются сеялки, плуги, бороны, а запчастей к ним не хватает. Главный инженер обратился к руководителям предприятий, изготавливающих сельскохозяйственную технику, их коллективам с просьбой усилить контроль за качеством изготавливаемых машин. В рубцовской районной газете "За победу" публикуется корреспонденция "Тракторы стоят на целине" за подписью "Селькор". В ней сообщалось: "Вишневская станция должна поднять 9100 га целины. С начала полевых работ прошло много времени, а механизаторы вспахали всего лишь 4500 га. В артели им. Сталина из 116 га освоено новых земель только 41. Здесь тракторы систематически простаивают из-за технических неполадок, из-за того, что организация труда на низком уровне".
Нехватка техники и ее низкое качество особенно явственно ощущались во время такой ответственной сельскохозяйственной кампании как уборка урожая, что вынуждало остро реагировать и газетчиков. В начале сентября 1954г. в "Совхозной жизни", органе министерства совхозов СССР, появляется статья собкора газеты А.Бобрышева "Что тормозит уборку урожая в совхозах Алтая". В ней он писал: "В ряде хозяйств с первых дней косовицы допускают массовые простои комбайнов, не справляются с подработкой зерна. Создалась серьезная опасность затяжки косовицы, больших потерь зерна на корню: Очень много неполадок на токах, особенно по механизации подработки зерна. Достаточно сказать, что в хозяйствах Алтайского зерноживтреста насчитывается 235 токов, механизировано только 88: Острая нехватка автомашин ощущается во многих хозяйствах". Статья имела большой резонанс. В крае провели рейды, общественные смотры состояния сельхозтехники, соответствующие министерства и ведомства, машиностроительные предприятия внесли коррективы в свои планы, расширилась номенклатура необходимых селу изделий. Так, на заводе "Алтайсельмаш" в конструкцию пятикорпусного плуга были внесены изменения, в частности изменены узлы полевой и бороздной осей, автомата, рычага включения, дискового ножа, прицепа. В 1955г. заводу был запланирован выпуск десятков тысяч таких усиленных плугов для вспашки целинных и залежных земель. Об этом сообщила рубцовская городская газета.
Не потеряла своей актуальности проблема полного обеспечения потребностей края в сельскохозяйственной технике и в дальнейшие годы. Об этом напоминали "Известия" в статье своих спецкоров А.Подхомутникова и Н.Чуракова. Корреспонденты критиковали соответствующие министерства за медлительность в решении проблемы. Местные газеты поддержали патриотическое движение алтайских школьников по сбору металлолома. Этот металл должен был пойти на изготовление тракторной колонны "Алтайский школьник". В "Молодежи Алтая" в одном из сентябрьских номеров за 1959г. этой теме была отдана первая страница.
Освоение целинных и залежных земель осложнял ряд трудностей: глубинный характер большинства районов, их малая заселенность, редкая сеть шоссейных и железных дорог, отсутствие достаточного количества ремонтных баз, складов горючего, хлебоприемных пунктов и т.д. Одной из главных проблем в крае были дороги, вернее их почти полное отсутствие в целинных районах. Вот почему к этой теме постоянно возвращались как краевые, так и центральные газеты. Так, в "Комсомольской правде" ее корреспонденты дали весьма критическую оценку состоянию имеющихся дорог в крае, подчеркнув, что это значительно тормозило вывозку первого целинного урожая, вело к большим потерям зерна.
Состояние целинных дорог на Алтае критиковалось и "Известиями". В последующем от критики эта газета переходит к показу того, как строятся в крае новые дороги. Многое было сделано, но в целом, как отметил председатель крайисполкома С.Шевченко, выступая на V сессии Верховного Совета в феврале 1958г., Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог, Госплан РСФСР, Министерство сельского хозяйства не справились с этой программой. По его словам "из-за осенне-зимнего бездорожья даже при наличии достаточного количества автомобилей мы не в состоянии своевременно вывозить хлеб из самых крупных по урожаю целинных районов края".
В первый целинный год большие усилия и средства планировалось вложить в строительство элеваторов и зерноскладов, механизацию очистки зерна и т.д. Решение об этом было принято бюро крайкома КПСС в июне 1954г. Были определены конкретные меры по механизации очистки зерна, намечены меры по строительству зерносушилок, транспортировке, механизации погрузо-разгрузочных работ, а также по хранению зерна. Пленум крайкома КПСС, состоявшийся в июле 1954г. обязал РК, РИК, первичные партийные организации колхозов, МТС и совхозов построить необходимое число новых крытых токов, оборудовать тока необходимыми зерноочистительными машинами, весами, погрузчиками, обеспечить максимальную механизацию всех процессов, работ по очистке, просушке и погрузке зерна, широко внедряя опыт передовых колхозов и совхозов по комплексной механизированной очистке зерна на токах.
В феврале 1955г. министерству городского и сельского строительства СССР было поручено строительство 215 новых совхозов и 193 МТС, а также зерноскладов общей емкостью 1560 тыс. тонн и завершить начатое в 1954г. строительство 95 совхозов. Из городов РСФСР в целинные районы было направлено 70 стройпоездов, насчитывающих более 14 тыс. рабочих и специалистов. В связи с широким размахом производственного и жилищно-бытового строительства в ряде целинных областей, в том числе и на Алтае, были организованы специальные тресты. Ими был выполнен основной объем работ по строительству элеваторов, подъездных путей, шоссейных дорог, по развитию водоснабжения и средств связи.
В этом строительстве, ускорении его темпов, исправлении допущенных ошибок свою роль сыграли и газеты, хотя их активность в этом направлении была явно недостаточной. Тем не менее после принятия директивных документов в газетах стали появляться публикации разных жанров по этой тематике. Районные газеты печатают подборки информаций ТАСС о строительстве зерноскладов в Казахстане , "Алтайская правда" открывает тему заметкой Молодые строители". В ней сообщалось: "Уже свыше 4 тысяч рабочих приступили к строительству 4 пунктов Заготзерно. В январе в Барнаул приехало 180 москвичей из строительных организаций столицы, рабочие с автозавода им. Сталина. Все они использованы на работах по специальности".
"Алтайская правда" начинает писать о строительстве промышленных зданий и сооружений в 1956г. В статье "Радости и огорчения новоселов" разбирался опыт сооружения зданий в совхозе "Поспелихинский", приводились данные об уже выполненных объемах. В передовой от 22 марта 1956г. газета анализировала работу трестов "Алтайсовхоз" и "Алтайстрой", критиковала эти организации за допускаемые ошибки в строительстве. В частности, газета писала о слабом внедрении индустриальных методов строительства, о том, что проекты зерноскладов составляются без учета местных условий, в документации допускаются ошибки. В последующих номерах публикуются статьи об использовании для строительства местных стройматериалов.
Некоторые итоги первых двух лет строительства на целине были подведены на III Пленуме крайкома КПСС в мае 1956г. Сообщалось, что "за 1954 и 1955г.г. в крае развернуто строительство 25 совхозов, 46 МТС, введено в эксплуатацию 200 тыс. кв. м жилья, в селах края построены десятки школ, больниц... За это же время в колхозах построено около 6 тыс. животноводческих помещений, силосных сооружений общей емкостью на 350 тыс. тонн, более 1700 крытых токов и 17 тыс. жилых домов. Армия сельских строителей за два года увеличилась более чем в три раза и в настоящее время насчитывает в своих рядах десятки тысяч строителей". Пленум зафиксировал и недостатки. Качество многих возведенных и строящихся объектов было очень низкое, выделенные на строительство средства осваивались плохо. Срывался план строительства первой половины 1956г. За 4 месяца годовая строительная программа была выполнена только на 20 процентов.
В этом же месяце ситуацию с подготовкой элеваторов, зерносушилок и складов к приемке и хранению зерна урожая 1956г. рассмотрела комиссия Заместителя Председателя Совета Министров РСФСР. Комиссия постановила: "По Алтайскому краю... до 15 июня 1956г. будет направлено для оказания помощи по монтажу 20 опытных инженеров и техников".
Газеты быстро среагировали на высказанные замечания и критику. В "Алтайской правде" была введена новая рубрика "Зерносушилки и элеваторы в полную готовность" и под ней была опубликована серия заметок и корреспонденций из районов края. Распространенной формой контроля стал рейд с участием журналиста, специалистов вышестоящих организаций и нештатных сотрудников. Эти выступления, как правило, отличались острой критической направленностью. К критике подключилась "Правда". В сентябре 1956г. она писала: "Еще в середине августа было намечено организовать в крае 1200 глубинных пунктов для приемки зерна. Это позволило бы сократить дальше перевозки зерна и поднять темпы хлебозаготовок. Прошел почти месяц, но глубинные пункты не были открыты. Министерство хлебопродуктов должно было построить в крае 76 мощных сушильно-очистительных башен, а сдало в эксплуатацию только 6".
Газета "Сельское хозяйство" совместно с "Алтайской правдой" в ноябре 1956г. провела рабселькоровский рейд, в котором приняли участие 109 рабочих и сельских корреспондентов. По результатам рейда была опубликована статья "Много хлеба еще лежит на глубинных пунктах". Газета информировала: "В автохозяйствах, колхозах, совхозах, МТС участникам рейда пришлось выслушать немало жалоб на плохую организацию разгрузки машин на элеваторах..."
18 октября 1956г. вышел первый номер еженедельной газеты "Сельский строитель". Газета стала органом партийных, профсоюзных организаций и управлений трестов "Алтайсовхозстрой", "Алтайстрой", "Алтайспецстрой", "Сельэлектрострой". В ней публиковались разнообразные материалы о делах и проблемах сельских строителей Алтая. Номер, посвященный Дню строителя, вышел под лозунгом: "Сегодня день строителя! С праздником вас, труженики целинных строек Алтая". В номере были опубликованы зарисовки о людях и статьи специалистов, рассказы о лучших коллективах, фотореапортаж из целинного совхоза "Комсомольский".
И в 1957г. колхозы и совхозы Алтая испытывали большие трудности с хранением выращенного зерна. Сушилок и зернохранилищ по-прежнему не хватало. С обзором задач хлеборобов Алтая и проблем, которые необходимо решить перед началом уборки, в "Правде" выступил ее собкор по краю Б.Аверченко. Это выступление было перепечатано "Алтайской правдой". Он писал: "В прошлом году на Алтае не были своевременно подготовлены зернохранилища и сушилки. Вывозка хлеба, хранившегося всю зиму в бунтах, не завершена до сих пор. И нынче подготовка к приему зерна идет неудовлетворительно. На многих заготовительных пунктах еще не начато сооружение зерноскладов и асфальтовых площадок. Срывается строительство сушилок...".
Однако и критика в "Правде" не помогла сельским строителям справиться с возложенными на них задачами. Это подтверждают многие публикации 1957г. в "Сельском строителе". В сентябре в газете выступила Е.Каратаева, замдиректора Табунского хлебоприемного элеватора . Она писала о том, что целинный хлеб уже пошел, а зерносушилка в Табунах по вине строителей к работе не подготовлена. Наряду с критикой газетчики писали и о положительном опыте. Так, "Сельский строитель" в последующем публикует заметки и корреспонденции о строительстве зерносклада в одном из совхозов, а в предновогоднем номере, подводя итоги сделанного за год, пишет о заслугах сельских строителей Алтая.
Проблемы строительства объектов производственной сферы на селе продолжали оставаться актуальными и в 1958г. Накануне уборочной страды "Комсомольская правда" в передовой статье "Куда ляжет золотое богатство" с подзаголовком "На Алтае плохо готовятся к приему урожая" рассказала о недостатках на хлебоприемных пунктах края . Критиковались сельские строители в выступлении П.Соткина, секретаря партбюро совхоза "Первомайский" Родинского района. На страницах "Алтайской правды" он писал, что "строители три года назад сдали совхозу восьмиквартирные дома. И все они уже требуют капитального ремонта. После 11 месяцев эксплуатации зернохранилище вышло из строя... Три года строятся детские ясли и общежитие".
Некоторые итоги работы сельских строителей края за пять лет были подведены в выступлении депутата от Волчихинского избирательного округа Р.Дорохова на VI сессии Верховного Совета РСФСР в декабре 1958г. Он привел следующие цифры. Если капиталовложения в сельскохозяйственное строительство в 1953г. составили всего 316 млн. руб., в том числе в колхозах 17 млн. руб., то в 1957 году эти капвложения возросли до 2085 млн. руб., в том числе в колхозах до 1269 млн. руб. В крае развернулось крупное строительство. Построены новые предприятия, железнодорожные и автомобильные пути, много новых хлебоприемных пунктов и элеваторов.
Надо отметить, что в поле зрения газетчиков были и более широкие вопросы, связанные с пропагандой экономических мероприятий, принимаемых государством для закрепления целинников, их трудоустройства на новом месте. В газетах публиковались постановления о мерах помощи новоселам, о льготах и ссудах желающим переселиться на новые земли. Активно пропагандировалась мысль о том, что работать на целине не только достойно с точки зрения патриотизма, но и экономически выгодно. Льготы для целинников были немалые и включали в себя, например, для специалистов единовременные выходные пособия в размере трехмесячного оклада (зарплаты), получаемого по месту прежней работы. Им также оплачивались расходы, связанные с переездом на новую работу. Всем механизаторам устанавливалась повышенная оплата труда, дополнительная доплата за урожай, собранный сверх плана и т.д. Газеты обобщали разнообразные вопросы организации хозяйств, снабжения их машинами, стройматериалами, пытались ориентировать читателей на то, что целина это не только распашка дополнительных земель, а еще и совершенствование сельской экономики по многим направлениям.
Обобщая, можно отметить, что проблема обеспечения целинников необходимыми машинами и механизмами, строительства необходимых зданий и сооружений, несмотря на с каждым годом увеличивающийся поток тракторов, комбайнов, в полной мере так и не была решена. Машин и механизмов не хватало, они были некачественными, часто ломались. Очень низким был и профессиональный уровень работающих на них специалистов. Об этом газеты писали недостаточно, а о том, как рационально использовать то, что имелось, и того меньше. В большинстве публикаций авторы ограничивались констатацией фактов, иногда критикой обнаруженных недостатков, в которой не выходили за установленные властями пределы.