|
|||
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКАЗа время своей окопной жизни и в постоянных стычках с немцами мне пришлось видеть много случаев гибели своих товарищей. Без внимания это не оставалось. Все это воспринималось с тоской и печалью. Мысль о том, что я могу в любое время быть на его месте, была постоянно со мной. С одной стороны, это не настраивало на лозунговый патриотизм, с другой стороны – мы видели, какая шла война, а она была не на живот, а на смерть, поэтому свою «работу» на войне мы выполняли как следует. Есть смертельно опасный враг, следовательно, его надо выгнать с нашей земли, не захочет уходить – его следовало уничтожить. Я уже говорил о том, как нами воспринималась гибель наших товарищей. А вот как все обстояло, когда от твоей руки погибал солдат противной стороны, и ты все это видел. Вот об этом я и хочу рассказать. Во время второй атаки, в которой я принимал участие, мы ворвались в окопы немцев. На одном из изгибов хода сообщения я столкнулся с немецким солдатом лицом к лицу. Итак, мы сошлись. Времени для обдумывания своего положения у меня не было, полагаю, что у немца тоже. Здесь, скорее всего, работал инстинкт самосохранения. Немец держал палец на спусковом крючке своего автомата, я – своего. И, видно, было судьбе угодно, чтобы у меня инстинкт самосохранения сработал на долю секунды раньше. И я нажал на спусковой крючок. Я очнулся лишь тогда, когда автомат перестал колотиться в моих руках, а в диске, наверняка, было десятка два патронов. Немец же, привалившись к стенке окопа, сидел в полусогнутом состоянии. Видение этой позы немецкого солдата пару дней не давало спокойно спать, хотя его, спокойствия, и так было мало. А тут еще это. Каждый из нас переживал подобные моменты по-своему. Все зависело от того, как ты столкнулся, видел ли лицо противника и насколько быстро произошла эта встреча. Однако могу сказать одно: такие случаи ни у кого не вызывали радости, и ее никто не проявлял. Врага, который к нам пришел незваным, да еще с оружием в руках, мы не жалели. Но человек и его жизнь – это совсем другое дело. Соединить эти два понятия – враг и жизнь человека – задача весьма трудная. Однако, несмотря на трудность этого вопроса, мы, солдаты, не обходили его стороной. Пусть в скупом немногословии определяли свое мнение о жизни человека как таковой, сходясь на том, что жизнь человека надо уважать и беречь. Раз зашла речь об этом, то давайте поговорим о жизни человека, которая дается ему однажды. Подчеркиваю, важность вопроса заключается в том, что жизнь человеку дается однажды, она неповторима. В писании Библии и Евангелиях сказано, что Господь, создав человека по его образу и подобию, вдохнул в него жизнь. Некоторые из нас читали об этом. Я же читал Библию своей бабушке по вечерам, она была верующая, но неграмотная. Следовательно, коль жизнь дается человеку Господом, то он же вправе забрать ее обратно, и никому другому этого права не дано. Этот весьма сложный вопрос в своей солдатской среде широко не обсуждали, зная о том, что Колыма и штрафбат за это были бы обеспечены. Однако человек, по своему неразумению, подчеркиваю, присвоил себе право на истребление себе подобных, защищая это свое право различными законами, придуманной политической, экономической и т.д. необходимостью. А ведь отнять жизнь у человека, да еще насильственным способом, является тягчайшим преступлением и непростительным грехом. В десяти заповедях Господних одна из них гласит: «Не убий». Все, казалось бы, ясно. Однако человек изыскивает различные причины, чтобы доказать свое законное право на истребление себе подобных. Конечно, выбраться из пучины греха тысячелетней давности не так-то просто. Для этого нужно время и усилия не одного поколения. В этот многотрудный процесс должны включиться все, начиная с простых людей и всех власть имущих. Испытывая на себе всю тяжесть и жестокость этой войны, мы, солдаты, это понимали и даже иногда, если позволяла обстановка, обменивались мнениями о том, что так жить дальше нельзя. Мы говорили, что у человека есть две главные ценности – это его здоровье и его свобода. Эти две свои ценности, как главные, ты должен беречь и защищать, но и к здоровью и свободе других должен быть внимательным. Вместе с этим мы хорошо отдавали себе отчет в том, что свободу нельзя смешивать со вседозволенностью, а вседозволенность не должна иметь места в жизни человека. Может, для кого-то наши солдатские суждения будут отдавать некоторой наивностью, не спорю. Однако таково было наше солдатское мнение о жизни человека как таковой, а она обрывалась на наших глазах довольно часто. Уважение к жизни человека должно находиться в сознании каждого из нас постоянно. |
|||
|